На ваши вопросы отвечают
Артур, Россия, Башкортостан(Башкирия), Уфа
Кол-во просмотров: 7092
Приватизация земли находящейся в санитарной зоне охраны водозаборов 2 пояс
Здравствуйте! У меня следующий вопрос к профессионалам юридического дела – моя бабушка в 1974 году приобрела дом о чем был оформлен договор купли-продажи, но в БТИ зарегистрирован лишь в 1994г. К дому был выделен участок земли 26 соток и в 1993г был получен Государственный Акт на право владения, постоянного пользования землей от администрации района о пожизненном наследуемом владении данной землей. В 1990г бабушка написала завещание на меня и мою мать, но тут и начинается вся Санта Барбара – Во многих документах фамилия бабушки отличается на одну букву, включая паспорт и само завещание. Не смотря на то, что она последние годы жизни проживала у нас нам пришлось подать в суд. Иск следующего характера:
- признание родства между нами и бабушкой, а также что обе фамилии относятся именно к ней
- признание права собственности на дом
- признание права собственности на землю.
Т.к. земля была до сих пор не приватизирована по совету адвоката мы включили этот третий пункт в иск. Но дело в том, что в 2008 году данный участок стал входить волшебным образом в Санитарную зону охраны водозаборов 2 пояс.
Т.к. земля была предоставлена в пользование согласно Гос акта до вхождения участка в данную зону можем ли мы требовать от суда признания права собственности на землю с последующей приватизацией?
- признание родства между нами и бабушкой, а также что обе фамилии относятся именно к ней
- признание права собственности на дом
- признание права собственности на землю.
Т.к. земля была до сих пор не приватизирована по совету адвоката мы включили этот третий пункт в иск. Но дело в том, что в 2008 году данный участок стал входить волшебным образом в Санитарную зону охраны водозаборов 2 пояс.
Т.к. земля была предоставлена в пользование согласно Гос акта до вхождения участка в данную зону можем ли мы требовать от суда признания права собственности на землю с последующей приватизацией?
Всего ответов: 1
Ответ:
В соответствии с частью первой ст. 195 ГПК РФ решение должно быть законным и обоснованным.
Решение будет является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение будет является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. ст. 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Общей долевой собственности на спорный земельный участок, суд первой инстанции исходил из того, что испрашиваемый земельный участок на законных основаниях предоставлен для обслуживания индивидуального жилого дома, не входит в санитарную зону охраны водных объектов, ширина которой в соответствии со ст. 65 Водного кодекса РФ составляет 200 и 100 м, а ответчиками не представлено доказательств невозможности предоставления такого земельного участка в частную собственность.
Однако с таким выводом суда первой инстанции согласиться нельзя, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права, регулирующих правоотношения сторон и сделаны без учета следующих положений земельного и водного законодательства.
В силу п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно п. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков, резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Пунктом 2 ст. 27 ЗК РФ установлено, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с подп. 14 п. 5 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, являются ограниченными в обороте и не подлежат передаче в частную собственность.
Пунктом 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Согласно ст. 43 Водного кодекса РФ и ст. 18 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
В соответствии с положениями Санитарных правил и нормами "Положение о порядке проектирования и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения" СанПиН 2640-82", утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 18 декабря 1982 года, институтом "Коммунводоканалпроект" был разработан Проект "Санитарно-топографическое обследование зон санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г. Уфы", которым определены границы зоны санитарной охраны первого, второго поясов источника водоснабжения г. Уфы.
Распоряжением Кабинета Министров РБ от 24 июля 1995 года N 801-р была утверждена зона санитарной охраны водопроводных сооружений источников водоснабжения г. Уфы в границах, установленных проектом "Санитарно-топографическое обследование зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г. Уфы".
В соответствии с п. 6 ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно ч. 3 ст. 15 Закона о кадастре сведения об ограничении (обременении) вещного права на соответствующий объект недвижимости и о лицах, в пользу которых установлено это ограничение (обременение), включаются в кадастр после осуществления государственной регистрации соответствующего ограничения (обременения).
Как усматривается из материалов дела, в том числе выписки из государственного кадастра недвижимости, испрашиваемый в собственность земельный участок по ... находится во втором поясе зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г. Уфы.
Данные, содержащиеся в указанном кадастровом паспорте, подтверждают факт нахождения спорного земельного в зоне санитарной охраны и соответственно ограничения указанного земельного участка в обороте. В связи с этим, утверждения суда об отсутствии доказательств невозможности ответчиком Администрации городского округа г. Уфа РБ предоставления в собственность испрашиваемого истцами земельного участка являются необоснованными.
Также нельзя согласиться с выводами суда первой инстанции о том, что распоряжение Кабинета Министров Республики Башкортостан от 24 июля 1995 года N 801-р не может применяться в настоящее время, как основанное на утративших силу нормах, поскольку данное распоряжение в установленном законом порядке утратившим законную силу не признано, и более того, оно не противоречит требованиям Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ.
Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, порядок определения границ поясов санитарной охраны определены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 года N 10 "О введении в действие Санитарных правил и норм "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.41110-02".
Из содержания положений Санитарных правил и норм "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.41110-02", Водного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 03 июня 2006 года N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" не следует, что с введением в действие новых санитарных правил, границы зон санитарной охраны, установленные ранее распоряжением Кабинета министров РБ от 24 июля 1995 года N 801-р отменены.
Кроме того, не может быть признана правомерной ссылка суда на ч. 4 ст. 65 Водного кодекса РФ, устанавливающей ширину водоохраной зоны рек и ручьев, поскольку она сделана без учета
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14 марта 2002 года N 10, согласно которым границы второго пояса зон санитарной охраны водотоков (реки, канала) и водоемов (водохранилища, озера) определяются в зависимости от природных, климатических и гидрологических условий.
Принимая во внимание, что при рассмотрении дела обстоятельства спора установлены полно и правильно, но допущена ошибка в применении и толковании норм материального права, в том числе Земельного кодекса РФ, не предусматривающего возможность бесплатной передачи в собственность земельных участков находящихся в водоохранной зоне,
В соответствии с частью 6 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре), орган государственной власти или орган местного самоуправления в порядке информационного взаимодействия в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется граница между субъектами Российской Федерации, граница муниципального образования, граница населенного пункта, либо устанавливается или изменяется территориальная зона с особыми условиями использования территорий, либо отменяется установление такой зоны, представляет в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) в соответствии со статьей 9 и 10 Закона о кадастре сведения.
Особенности обеспечения порядка информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости, формы представляемых при таком взаимодействии документов, согласно части 9 статьи 15 Закона о кадастре, устанавливаются Правительством РФ.
В соответствии с пунктом 13 Положения об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008г. № 618, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об установлении или изменении границы зоны с особыми условиями использования территорий, представляет в орган кадастрового учета следующие документы:
- выписку из решения об установлении или изменении границ таких зон;
- перечень координат характерных точек границ указанных зон в установленной системе координат;
-перечень ограничений прав в границах такой зоны либо документ, описывающий местоположение установленной границы зоны с особыми условиями использования территорий;
-документ, описывающий местоположение установленной границы зоны с особыми условиями использования территорий.
Согласно статье 1 Федерального закона «О землеустройстве» от 18.06.2001г. №78-ФЗ (далее - Закон о землеустройстве), территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований, территории населенных пунктов, территориальные зоны, зоны с особыми условиями использования территорий, а также части указанных территорий и зон относятся к объектам землеустройства.
В соответствии со статьёй 20 Закона о землеустройстве, документом, отображающим в графической и текстовой формах местоположение, размер и границы объектов землеустройства, а также иные его характеристики, является карта (план) объекта землеустройства.
Форма карты (плана) объекта землеустройства и требования к ее составлению утверждены Постановлением Правительством Российской Федерации от 30.07.2009г. № 621.
Таким образом, как следует из анализа вышеперечисленных нормативно-правовых актов, сведения в государственный кадастр недвижимости о границах зоны с особыми условиями использования территорий вносятся в следующем порядке:
1. Необходимые для внесения в ГКН сведения представляются органом государственной власти в порядке информационного взаимодействия и подлежат регистрации в день поступления в книге учета заявлений.
2. Орган государственной власти представляет в орган кадастрового учета следующие документы:
- выписку из решения об установлении или изменении границ таких зон, перечень координат характерных точек границ указанных зон в установленной системе координат, а также перечень ограничений прав в границах такой зоны, либо документ содержащий реквизиты правового акта, предусматривающего такие ограничения;
- карту (план) объекта землеустройства, подготовленную в соответствии с требованиями, установленными Постановлением Правительства РФ от 30.07.2009г. № 621.
Кроме того, в соответствии с п. 29 Порядка на поступившем в порядке информационного взаимодействия документе указываются регистрационный номер документа в книге учета заявлений и дата его регистрации, а также фамилия, инициалы и подпись должностного лица органа кадастрового учета, осуществившего регистрацию документа.
Решение будет является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение будет является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. ст. 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Общей долевой собственности на спорный земельный участок, суд первой инстанции исходил из того, что испрашиваемый земельный участок на законных основаниях предоставлен для обслуживания индивидуального жилого дома, не входит в санитарную зону охраны водных объектов, ширина которой в соответствии со ст. 65 Водного кодекса РФ составляет 200 и 100 м, а ответчиками не представлено доказательств невозможности предоставления такого земельного участка в частную собственность.
Однако с таким выводом суда первой инстанции согласиться нельзя, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права, регулирующих правоотношения сторон и сделаны без учета следующих положений земельного и водного законодательства.
В силу п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно п. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков, резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Пунктом 2 ст. 27 ЗК РФ установлено, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с подп. 14 п. 5 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, являются ограниченными в обороте и не подлежат передаче в частную собственность.
Пунктом 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Согласно ст. 43 Водного кодекса РФ и ст. 18 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
В соответствии с положениями Санитарных правил и нормами "Положение о порядке проектирования и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения" СанПиН 2640-82", утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 18 декабря 1982 года, институтом "Коммунводоканалпроект" был разработан Проект "Санитарно-топографическое обследование зон санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г. Уфы", которым определены границы зоны санитарной охраны первого, второго поясов источника водоснабжения г. Уфы.
Распоряжением Кабинета Министров РБ от 24 июля 1995 года N 801-р была утверждена зона санитарной охраны водопроводных сооружений источников водоснабжения г. Уфы в границах, установленных проектом "Санитарно-топографическое обследование зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г. Уфы".
В соответствии с п. 6 ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно ч. 3 ст. 15 Закона о кадастре сведения об ограничении (обременении) вещного права на соответствующий объект недвижимости и о лицах, в пользу которых установлено это ограничение (обременение), включаются в кадастр после осуществления государственной регистрации соответствующего ограничения (обременения).
Как усматривается из материалов дела, в том числе выписки из государственного кадастра недвижимости, испрашиваемый в собственность земельный участок по ... находится во втором поясе зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г. Уфы.
Данные, содержащиеся в указанном кадастровом паспорте, подтверждают факт нахождения спорного земельного в зоне санитарной охраны и соответственно ограничения указанного земельного участка в обороте. В связи с этим, утверждения суда об отсутствии доказательств невозможности ответчиком Администрации городского округа г. Уфа РБ предоставления в собственность испрашиваемого истцами земельного участка являются необоснованными.
Также нельзя согласиться с выводами суда первой инстанции о том, что распоряжение Кабинета Министров Республики Башкортостан от 24 июля 1995 года N 801-р не может применяться в настоящее время, как основанное на утративших силу нормах, поскольку данное распоряжение в установленном законом порядке утратившим законную силу не признано, и более того, оно не противоречит требованиям Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ.
Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, порядок определения границ поясов санитарной охраны определены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 года N 10 "О введении в действие Санитарных правил и норм "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.41110-02".
Из содержания положений Санитарных правил и норм "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.41110-02", Водного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 03 июня 2006 года N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" не следует, что с введением в действие новых санитарных правил, границы зон санитарной охраны, установленные ранее распоряжением Кабинета министров РБ от 24 июля 1995 года N 801-р отменены.
Кроме того, не может быть признана правомерной ссылка суда на ч. 4 ст. 65 Водного кодекса РФ, устанавливающей ширину водоохраной зоны рек и ручьев, поскольку она сделана без учета
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14 марта 2002 года N 10, согласно которым границы второго пояса зон санитарной охраны водотоков (реки, канала) и водоемов (водохранилища, озера) определяются в зависимости от природных, климатических и гидрологических условий.
Принимая во внимание, что при рассмотрении дела обстоятельства спора установлены полно и правильно, но допущена ошибка в применении и толковании норм материального права, в том числе Земельного кодекса РФ, не предусматривающего возможность бесплатной передачи в собственность земельных участков находящихся в водоохранной зоне,
В соответствии с частью 6 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре), орган государственной власти или орган местного самоуправления в порядке информационного взаимодействия в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется граница между субъектами Российской Федерации, граница муниципального образования, граница населенного пункта, либо устанавливается или изменяется территориальная зона с особыми условиями использования территорий, либо отменяется установление такой зоны, представляет в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) в соответствии со статьей 9 и 10 Закона о кадастре сведения.
Особенности обеспечения порядка информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости, формы представляемых при таком взаимодействии документов, согласно части 9 статьи 15 Закона о кадастре, устанавливаются Правительством РФ.
В соответствии с пунктом 13 Положения об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008г. № 618, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об установлении или изменении границы зоны с особыми условиями использования территорий, представляет в орган кадастрового учета следующие документы:
- выписку из решения об установлении или изменении границ таких зон;
- перечень координат характерных точек границ указанных зон в установленной системе координат;
-перечень ограничений прав в границах такой зоны либо документ, описывающий местоположение установленной границы зоны с особыми условиями использования территорий;
-документ, описывающий местоположение установленной границы зоны с особыми условиями использования территорий.
Согласно статье 1 Федерального закона «О землеустройстве» от 18.06.2001г. №78-ФЗ (далее - Закон о землеустройстве), территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований, территории населенных пунктов, территориальные зоны, зоны с особыми условиями использования территорий, а также части указанных территорий и зон относятся к объектам землеустройства.
В соответствии со статьёй 20 Закона о землеустройстве, документом, отображающим в графической и текстовой формах местоположение, размер и границы объектов землеустройства, а также иные его характеристики, является карта (план) объекта землеустройства.
Форма карты (плана) объекта землеустройства и требования к ее составлению утверждены Постановлением Правительством Российской Федерации от 30.07.2009г. № 621.
Таким образом, как следует из анализа вышеперечисленных нормативно-правовых актов, сведения в государственный кадастр недвижимости о границах зоны с особыми условиями использования территорий вносятся в следующем порядке:
1. Необходимые для внесения в ГКН сведения представляются органом государственной власти в порядке информационного взаимодействия и подлежат регистрации в день поступления в книге учета заявлений.
2. Орган государственной власти представляет в орган кадастрового учета следующие документы:
- выписку из решения об установлении или изменении границ таких зон, перечень координат характерных точек границ указанных зон в установленной системе координат, а также перечень ограничений прав в границах такой зоны, либо документ содержащий реквизиты правового акта, предусматривающего такие ограничения;
- карту (план) объекта землеустройства, подготовленную в соответствии с требованиями, установленными Постановлением Правительства РФ от 30.07.2009г. № 621.
Кроме того, в соответствии с п. 29 Порядка на поступившем в порядке информационного взаимодействия документе указываются регистрационный номер документа в книге учета заявлений и дата его регистрации, а также фамилия, инициалы и подпись должностного лица органа кадастрового учета, осуществившего регистрацию документа.
Похожие вопросы:
Всего ответов: 2
Дата: 14.07.2012
Всего ответов: 1
Дата: 12.07.2016
Всего ответов: 1
Дата: 24.08.2010
Всего ответов: 0
Дата: 20.05.2015
Если Вы не зарегистрированы, то пройдите процедуру регистрации.